Татьяна Волоконская (tai_simulacr) wrote,
Татьяна Волоконская
tai_simulacr

Научное

Одним списком, для личного удобства.

1) Мотив странных превращений в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. – Саратов, 2010. – Вып. 13: в 3 ч. – Ч. I–III. – С. 31–37.
[тизер]"...фантасмагорическое непрекращающееся превращение самого Невского проспекта не только является причиной отдельных «странных превращений», но и в определенной степени само обусловлено такими видоизменениями. Статус искрошенного «на множество разных кусков» мира поддерживается постоянными трансформациями этих «кусков», каждый из которых – «не то, чем кажется» уже потому, что принадлежит обманчивому Невскому проспекту".

2) Сон и пробуждение как форма странных превращений в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. – Саратов, 2011. – Вып. 14: в 3 ч. – Ч. I–II. – С. 36–41.
[тизер]"...семантика интересующего нас понятия в пределах художественного мира Гоголя имеет оттенок относительности: объект может быть охарактеризован как «странный» только при наличии субъекта, воспринимающего его как таковой. Конкретное смысловое наполнение «странности» при этом зависит от норм, которыми руководствуется человек (персонаж, автор, читатель) и которые соответствуют законам его реальности. Впрочем, восприятие того или иного мира как «реального» опять-таки всецело субъективно и неустойчиво. Подмена одного мира другим, следовательно, сопровождается перераспределением понятий «странный» и «нормальный» в сознании конкретного персонажа, что само по себе является странным превращением".

3) Странности времени и пространства: на материале повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2011. – Т. 11, вып. 4. – С. 46–49.
[тизер]"Основная же странность Невского проспекта, на наш взгляд, как раз и заключается в причудливом сосуществовании на нем разных Невских, каждый из которых, можно сказать, прописан в сознании того или иного персонажа повести, подверженного демоническому влиянию Хаоса".

4) Один день Невского проспекта. (О пространстве в повести Н.В. Гоголя) // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. – Саратов, 2012. – Вып. 15: в 2 кн. – Кн. 1. – С. 36–41.
[тизер]"...«странное» предполагает постоянные превращения подвластного ему мира: из своеобразного «гения места» оно переходит в бесчисленные формы внутренних человеческих «демонов» и, наоборот, с течением времени вновь собирается в локусе «выморочного пространства». Это и есть центральное странное превращение в «Невском проспекте»".

5) Мотив заколдованного места в малороссийских циклах Н.В. Гоголя: от описаний к поискам первопричины // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2012. – Т. 12, вып. 4. – С. 61–64.
[тизер]"География художественного мира Гоголя несколько сродни представлениям любого взрослеющего человека (или человечества в целом) об окружающем пространстве. Каждый этап познания мира сопровождается замыканием его в круговую границу, за пределами которой - белые пятна, потустороннее существование, средневековое «hic sunt leones/dracones»".

6) Бегство носа и бегство автора. (К вопросу о соотношении сюжета и стилистики повести Н.В. Гоголя «Нос») // XXXIII Зональная конференция литературоведов Поволжья: сб. науч. тр. и метод. материалов. – Саратов, 2012. – С. 247–253.
[тизер]"Если изучение художественного текста воспринимать как путешествие, то в случае с Гоголем оно оказывается морским плаванием. Сколько ни прокладывай маршрутов – каждый раз перед тобой неизведанное пространство: вот-вот что-то неожиданное вынырнет на поверхность. Сам же Гоголь – как лукавый лоцман; искусство его – искусство подлогов, обмана и изобретательного мошенничества".

7) Автор в «Невском проспекте» Н.В. Гоголя: метаморфозы образа // Литература в системе культуры: сб. материалов науч.-практ. конференции молодых исследователей. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2012. – С. 116–121.
[тизер]"...фантасмагорическая не-действительность Петербурга – пространство не столько географическое, сколько литературное. Наиболее подробная картина миражной столицы – повесть «Невский проспект» – это своеобразная художественная фотография, в которой в роли окрашивающих и искажающих фильтров выступают специфические элементы гоголевской поэтики: несовпадение фабульных линий с последовательностью повествования, абсурдная «пестрота» стиля, искусные в своей незаметности сдвиги угла авторского зрения".

8) Кузнец Вакула в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» как образ «порогового человека» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2013. – Т. 13, вып. 4. – С. 26–28.
[тизер]"Художественое зрение Н.В. Гоголя чем-то напоминает систему различно выпуклых и вогнутых линз, находящихся в безостановочном движении, то и дело пересекающихся или частично совпадающих друг с другом. В реальности, какой он её изображает, его больше всего интересуют стыки, смычки, нахлёсты элементов".

9) Мотив пристального взгляда в петербургском цикле Н.В. Гоголя // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2014. – Т. 14, вып. 1. – С. 57–61.
[тизер]"Превращение в гоголевской вселенной - не всегда следствие внутренней готовности объекта к изменению; часто оно - результат визионерства (невольного или намеренного) наблюдателя: чрезмерного зрительного усердия, меняющего или даже создающего реальность".

10) Мотив странных превращений в «Портрете» Н.В. Гоголя: на материале двух редакций повести // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2014. – № 3 (31). – С. 118–125.
[тизер]"Петербург постепенно заполняют люди-манекены и люди-призраки, и если в первой версии повести метаморфоза становилась трещиной между человеком и миром, то во второй редакции она является для него противоестественной связью с бездной небытия".

11) Странные превращения в мотивной структуре малой прозы Н.В. Гоголя 1830-1840-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. – Саратов, 2014. – 230 с.
[ссылка на автореферат]Посмотреть автореферат.

12) «Размыкание» герметичного мира в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых.  – Саратов, 2015. – Вып. 18: в 3 ч. – Ч. I–III. – С. 32–37.
[тизер]"Благие намерения человека в художественном мире Гоголя не в силах превозмочь таящегося в нем зла, если они не подкреплены «стоянием перед Богом» – строительством души и очищением помыслов. Добро, в понимании Гоголя, деятельно, а статичное существование Башмачкина обречено на вторжение метаморфоз".

13) Проблема хронологии в исторических фрагментах сборника Н.В. Гоголя «Арабески» // «Изменяющийся мир: общество, государство, личность»: сб. материалов IV Международной научной конференции (09 апреля 2015 г.). – Часть 3 (разделы 17–24). – Саратов, 2015. – С. 302–308.
[тизер]"...время у Гоголя сохраняет свою важность только в том случае, если оно наполняется сюжетно значимыми действиями. Невнимание (как персонажа, так и автора) к течению времени приводит к его принципиальной отмене".

14) Категории времени и вечности в поэтике «Арабесок» Н.В. Гоголя // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых.  – Саратов, 2016. – Вып. 19. – С. 21–29.
[тизер]"В сборнике «Арабески» Гоголь и вовсе выстраивает особую хронологию изображаемой реальности. Прошлое здесь главным образом предстает в качестве безграничного хранилища мнимых или подлинных истоков настоящего, поэтому история становится важна не сама по себе, а как предыстория конкретного происшествия".

15) Проблема исторической памяти в малороссийских текстах «Арабесок» Н.В. Гоголя // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2016. – Т. 16, вып. 3. – С. 275–278.
[тизер]"...ключевой аспект заявленной в теме исследования проблемы наблюдается в возможности отождествления исторической памяти и нарративного отображения исторических представлений индивида или народа. Именно это отождествление происходит при переориентации исторической памяти с прошлого на будущее - процессе, в котором к функции сохранения истории неприметно добавляется функция её произвольного конструирования. Изучение поэтики гоголевских текстов с этой позиции представляется нам весьма актуальным".
+ Актуальное уточнение - здесь:[самое главное]"Между тем в ситуации, когда немедленное (и доподлинное) восстановление руин невозможно, даже тот, кто ставит своей целью сохранение истории, вынужден всё так же брести по пути экстенсивной консервации знания: хранить всё, до чего удаётся физически дотянуться. История обречена на превращение в коллекцию фактов, индуктивный метод анализа - и в своей функции социального проектирования начинает опираться на воздух".

16) Поэтика заглавия сборника Н.В. Гоголя «Арабески» // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых.  – Саратов, 2017. – Вып. 20. – С. 22–26.
[тизер]"В «громком», романтическом названии сборника скрывается неуверенность Гоголя в том, что ему удастся усилием воли охватить разом все контрасты и претворить их в иерархически организованную, но живую систему. Причудливые извивы арабесок только закрывают собой пустоту на месте утраченного смысла, это первый шаг на пути от хаоса к космосу, пока еще не обещающий благоприятного исхода".

17) Вопросы медиакритики на страницах еженедельника «Всемирная иллюстрация» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2017. – Т. 17, вып. 4. – С. 469–471.
[тизер]"...проблема определения границ журналистской профессии, должного и возможного, допустимого и недопустимого закономерно оказывалась особенно острой именно для второстепенных изданий. Ответы на вопросы «Что есть журналистика?» и «Какой должна быть журналистика?», следующая за такими ответами критика авторитетных конкурентов для сотрудников этих СМИ были равнозначны отстаиванию собственного права на профессию журналиста".

18) Роль потусторонних сил в антропологии Н.В. Гоголя (на материале писем писателя) // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых.  – Саратов, 2018. – Вып. 21. – С. 89–94.
[тизер]"...есть два способа создать непонятное: либо случайный обрыв логической (хронологической или причинно-следственной) связи между событиями, либо вмешательство сторонних факторов. Гоголь, в силу собственного мировоззрения и очевидной для художника склонности к визуализации действующих на человека сил, предпочитает внешние объяснения событий внутренним, посторонние влияния – структурным сбоям. При этом нейтральное понятие «сторонний фактор» в поэтике его текстов получает качественно иное значение, чаще всего называясь «потусторонней силой» и таким образом приобретая дополнительное, многообещающее и грозное, свойство сознательности и целенаправленности".

19) Фанфикшн на перепутье культур: литературные традиции в романе Альвдис Н. Рутиэн "Некоронованный" // Книга в повседневной жизни: горизонты понимания: сб. науч. тр. – Саратов, 2018. – С. 32–38.
[тизер]"...роман «Некоронованный», внешне сохраняя все признаки принадлежности к культуре фанфикшн, трансформирует их и применяет для создания оригинального сюжетного полотна, ориентирующегося на классическую русскую литературу. Принцип двойного кодирования, реализуемый с помощью многочисленных художественных приемов, становится основой действенного механизма включения новых жанров и сюжетов в состав отечественной культурной традиции. Пограничный статус романа позволяет ему вовлекать массового читателя в круг интересов серьезной литературы, каковы проблема субъектов повествования и точек зрения, работа остаточной читательской памяти, принцип культурного кодирования. Становясь объектом исследовательского внимания, роман Альвдис Н. Рутиэн «Некоронованный» убедительно демонстрирует, что в литературоведческой сфере нет действительно периферийных зон".

20) Гоголевские мотивы в романе Альвдис Н. Рутиэн "Некоронованный" // Гоголь и пути развития русской литературы. К 200-летию И. С. Тургенева. Восемнадцатые Гоголевские чтения: сб. науч. статей по материалам Международной научной конференции, Москва, 1–3 апреля 2018 г. – М.; Новосибирск, 2019. – С. 234–240.
[тизер]"Человек в романе Альвдис Н. Рутиэн изображается как неотъемлемая часть коллектива (группы, социума, этноса), наделён социальной ответственностью, что делает этот текст безусловным представителем русской культуры с её идеалами соборности и взаимопомощи, образно выраженными в том числе в творчестве Гоголя".

21) Вопросы медиакритики на страницах еженедельника "Пчела" // Филологические этюды: сб. науч. ст. мол. уч.: в 3 ч. – Вып. 22, ч. I-III. – Саратов, 2019. – С. 84-89.
[тизер]"Как и для других еженедельников того времени, для «Пчелы» журналистская критика стала не только откликом на уже имеющееся положение вещей, но и инструментом активной демократизации закрепившейся в печати иерархии, необходимой этим изданиям для оправдания собственного существования".
Tags: воспитатель драконов, гоголь птица гордая, литературное килевание
Subscribe

  • Куршевель + Красноярск

    Прелесть прелестная от Николы Фомченковой (Латвия): идеально подобранная к тону кожи сетка, имитация тяжёлого ожерелья-воротника и лиф, будто…

  • Куршевель-4

    А вот ещё одно белое платье на льду покажу, пусть и романтично засвеченное Мартинсоном. Асун Юн (Южная Корея) в произвольной программе на Гран-при…

  • Hautingly sweet

    Швейцарская фигуристка Анна ла Порта на этапе Гран-при в Красноярске выступала в шикарном платье-пиджаке под душераздирающего Асафа Авидана. Фото…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments