Татьяна Волоконская (tai_simulacr) wrote,
Татьяна Волоконская
tai_simulacr

Category:

Перформативность языка

...обязательно ли она идёт в неразрывной связке с одновременностью восприятия мира? с семасиографической письменностью?

Я знала, что гептаподам известен результат разговора, однако они всё равно с энтузиазмом в нём участвовали.

Если бы я могла описать это женщине, которая ещё ничего не знает, она могла бы спросить: раз гептаподам уже известно всё, что они когда-либо скажут или услышат, к чему вообще пользоваться языком? Логичный вопрос. Но язык предназначался не только для общения – он также был разновидностью действия. Согласно теории речевого акта, утверждения вроде «Вы под арестом», «Нарекаю это судно» и «Обещаю» являлись перформативными: говоривший мог выполнить действие, лишь произнеся слова. Для таких действий знание того, что будет сказано, ничего не меняло. Каждый на свадьбе ждал слов: «Объявляю вас мужем и женой», – но пока священник не произносил их, церемония не считалась совершённой. В перформативном языке произнесение было равносильно действию.

Для гептаподов весь язык был перформативным. Вместо того чтобы использовать его для уведомления, они использовали его для осуществления. Разумеется, гептаподы заранее знали, что будет сказано в любом разговоре, но чтобы их знание стало истинным, этот разговор требовалось провести
(с) Тед Чанг "История твоей жизни"

Иными словами: необходимо ли знать будущее, чтобы воспринимать собственную речь (устную или письменную) как форму осуществления мира? Это очень близко к стандартным представлениям о заклинаниях: речевая формула является способом воплощения изначально существовавшего намерения? или же результат рождается в процессе произнесения, а произносящий - лишь инструмент, осуществляющий то, что должно случиться, наощупь?

Кто, в конце концов, решает, каким образом неминуемо многозначная речь выражает и осуществляет мир: тот, кто её произносит? Или всё-таки тот, кто слышит?

Где в этой стреле коммуникации Бог?
Tags: бремя и престранство, орхидеи и чертополох, рыбья речь, узелки с изнанки, язык и бездна
Subscribe

  • Короли и обеты

    А не знает ли случайно Джиор Мормонт, кого он взял в братья Ночного Дозора и личные оруженосцы под именем Джона Сноу? От Бенджена, скажем, или…

  • Сивилла Сноу

    Во втором томе Джон начинает впадать в пророческий экстаз прямо с первой главы: Иногда она [Стена] казалась Джону почти что живой, обладающей…

  • Джаггернаут

    Вот интересно, когда Бутусов поёт про одиозных исторических деятелей, которые купались в крови, но их тоже намотало на колёса любви, – он…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments