Татьяна Волоконская (tai_simulacr) wrote,
Татьяна Волоконская
tai_simulacr

Categories:

Неподвижный центр

А вот Карл Кереньи в "Трикстере и древнегреческой мифологии", рассуждая о завершённости героя, смотрит на него с литературной точки зрения – как на недостаток. Впрочем, только с этой точки зрения отсутствие развития и является недостатком личности. (А иногда не является и в этом случае.)

...мне не удалось разыскать ни в мифе виннебаго, ни в каких-либо других архаических источниках ничего похожего на "внутреннее развитие" героя. Боги и другие первобытные существа не обладают внутренним измерением. Не имеют его и относящиеся к той же сфере герои. <...> Мои собственные наблюдения подтверждают то определение героя, которое было предложено Эмерсоном: "Герой – это тот, кто обладает неподвижным центром".


Нулевой аркан в интерпретации Чиро Марчетти ("Таро божественного наследия")

*
Зато размышления о функционале трикстера ведут Кереньи к знакомым выводам о том, что равновесные системы оказываются устойчивей дистиллированных, а попытка низвержения авторитета никогда не ставит себе задачи его отрицания (на заметку оппозиционерам, ага):

В самом первом эпизоде... Трикстер уже присутствует, обнаруживая свою истинную природу духа беспорядка, противника границ <...>.

Архаические социальные иерархии строго упорядочены. Архаическое отнюдь не значит хаотическое. Наоборот: ничто не раскрывает смысл всеохватного социального порядка так отчётливо, как религиозное признание того, что избегает этот порядок <...>. Беспорядок – неотъемлемая часть жизни, и Трикстер – воплощённый дух этого беспорядка. Его функцией в архаическом обществе, вернее, функцией мифологических сюжетов, о нём повествующих, является внесение беспорядка в порядок и, таким образом, создание целого, включение в рамки дозволенного опыта недозволенного.

*
Ну и походя о синкретическом характере мифа как словесности, где нераздельно слиты рассказчик, слушатель и предмет повествования:

В мифологии мы слушаем сам мир, рассказывающий собственную историю себе самому.

Мифологичность литературы, кстати говоря, особенно выпукло проявляется там, где эти составляющие некогда единого целого, переживая (во всех смыслах) свою раздельность, начинают ощущать фантомное возвращение к прежней общности.
Tags: воспитатель драконов, литературное килевание, орхидеи и чертополох, узелки с изнанки, фрагменты тиамат
Subscribe

  • Куршевель + Красноярск

    Прелесть прелестная от Николы Фомченковой (Латвия): идеально подобранная к тону кожи сетка, имитация тяжёлого ожерелья-воротника и лиф, будто…

  • Куршевель-4

    А вот ещё одно белое платье на льду покажу, пусть и романтично засвеченное Мартинсоном. Асун Юн (Южная Корея) в произвольной программе на Гран-при…

  • Hautingly sweet

    Швейцарская фигуристка Анна ла Порта на этапе Гран-при в Красноярске выступала в шикарном платье-пиджаке под душераздирающего Асафа Авидана. Фото…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments