Татьяна Волоконская (tai_simulacr) wrote,
Татьяна Волоконская
tai_simulacr

Category:

Архитектура пустоты

В свежем "НЛО" читаю блок о связи архитектуры (точнее, советского конструктивизма) с литературой (точнее, журналистикой и публичной риторикой). У меня, в общем, много претензий к советской власти as is (т.е. досталинской и сталинской эпох), но в одном она полностью заслужила моё уважение: создатели советской республики и советской империи твёрдо знали, что магия – это речь, настроенная суггестивно.

Т.е. литература, ага. И обратное столь же верно.

Михаил Ильченко "Архитектура слова. Символические трансформации советского архитектурного авангарда в публичной риторике":

...Зигфрид Гиедион отмечал: «Влияние Ле Корбюзье объясняется его способностью придавать вещам предельную простоту. Он доводит задачи до точности и краткости титров в кино, чему, безусловно, помогает точный и ясный, определённый французский язык».

*
Опыт всего последующего столетия отчётливо демонстрирует: архитектура авангарда и слово неотделимы друг от друга, а способ говорения об авангарде столь же важен для его природы, как сами архитектурные проекты и сооружения.

*
Публичные обсуждения и репрезентации теперь не фон и не приложение, а условие и новая форма существования мирового архитектурного сообщества.

*
В предельно интенсивном ритме трансформаций современной городской и социальной среды, постоянном наслоении друг на друга смыслов, идеологий, концепций, планов и проектов различимым оказывается лишь то, что в состоянии сохранить свои символические контуры и способность к публичной репрезентации.

***
А теперь обратно дедукция: речь не только об архитектуре авангарда, но и, шире, об искусстве модерна, изначально существующем в ситуации, когда искусство утратило свой объединяющий потенциал. Происходит дробление искусства-для-всех на множество маленьких жалких искусств-для-избранных, чья неполноценность вынужденно компенсируется слиянием с рекламой: вам нужно именно наше искусство. Акцент смещается с производства (если хотите, сотворения) искусства на его продвижение. В грандиозном театре теней, в котором человечество оказалось с наступлением ХХ века, стала очевидной возможность успешного продвижения пустоты, главное – двигать достаточно выразительно.
Tags: воспитатель драконов, история государства российского, литературное килевание, небесная архитектура, орхидеи и чертополох
Subscribe

  • то эта точка я

    Использование архитектурных форм в разговоре об утопически прекрасном будущем, как выясняется, определяется не только этимологией самого понятия…

  • Олег Юрьев

    как в оплетённые бутыли в деревья розлили луну

  • А внутри темно

    А ещё Хезерли рассказывает об истории написания «Одноэтажной Америки», неожиданно выруливая на бесконечное шоссе линчевских образов:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments