Татьяна Волоконская (tai_simulacr) wrote,
Татьяна Волоконская
tai_simulacr

Categories:

Штурмом

"Ренессанс сгорел, – сообщает в 1920 г. Николай Пунин (и нет, это не макабрическое пророчество грядущих катастроф сродни пожару Нотр-Дама, это куда ближе декларациям Ницше). – Традиции Ренессанса в пластике могли казаться современными до тех пор, пока феодально-буржуазные корни капиталистических государств не были разрушены". Культура, однако же, успешно сопротивляется любым лозунгам разрыва, вновь и вновь являя пронизывающие её тело нити преемственности.

Так, ренессансный штурм небес мертвецами находит далёкий, но ожидаемый отклик в утопических проектах советского города – и прежде всего в характерном замысле башни Татлина, при описании которой богоборческая риторика использовалась вполне сознательно:

...башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделённого при постройке Вавилонской башни. Она – мост между небом и землёй, архитектурное воплощение мирового древа, опора мироздания[1], а также жилище мудрецов (с) Екатерина Яшанина "Невзятая высота" ("Вокруг света", декабрь 2010 г.)


Противостояние башни Татлина и Петропавловской крепости было явлено в рамках лекции Музея русского импрессионизма "Пионеры модернизма"

*
Вся форма колеблется, как стальная змея, сдержанная и организованная одним общим движением всех частей – подняться над землей. Преодолеть материю, силу притяжения хочет форма… форма ищет выхода по самым упругим и бегущим линиям, какие только знает мир, – по спиралям (c) Николай Пунин "Памятник III Интернационала"

*
Для Норберта Линтона «Башня Татлина» в его одноимённом труде является величайшим памятником «богостроительству», попыткой создать «религию социализма», она пронзает облака, чтобы «взять небо штурмом», но при этом сооружение намеренно комично [2]. «Башня напоминает спиральную горку: подняться можно по внутренней конструкции, а затем съехать вниз по внешней спирали. Её исполинский силуэт в самом сердце Петрограда будет противостоять авторитарному характеру города»: в отличие от Эйфелевой башни, это децентрализованная конструкция. И хотя она антиавторитарна, мистицизма это в ней не убавляет. Линтон цитирует письмо Татлина к Пунину от 1919 года, в котором тот пишет о работе «как о единстве архитектуры, живописи и скульптуры», где «храм олицетворяет Землю, которая возвращает своих мёртвых, и небо... которое населено воскресшими поколениями» (с) Оуэн Хезерли "Башня большевизирована! Американская архитектура и советская литература, 1919–1935" ("НЛО", № 1 за 2021 г.)

***
[1] Тут вот какое странное дело. Я одна явственно вижу нацеленную в небо пушку, отсылающую к историческому выстрелу "Авроры"?

[2] Здесь, впрочем, не стоит забывать, что комизм не отменяет ужаса. Вопреки Бахтину и Панченко, развенчивающая мощь смеха – явление не менее утопичное, чем та же башня Татлина. В наш век мельчающего зла понимаешь это особенно остро.
Tags: воспитатель драконов, история государства российского, литературное килевание, небесная архитектура, орхидеи и чертополох
Subscribe

  • Грузный лес

    Осип Мандельштам «Сумерки свободы»: Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный…

  • Дикая охота

    Острое чувство одиночества пронзило его, он был один, совсем один. Он попробовал говорить сам с собой, но не смог, он задыхался, каждый шаг…

  • Профилактическое самовнушение

    Интересное сочленение: Кто-то сказал, что основное качество человека, стоящего на мосту между мирами – или являющегося этим мостом, –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments