Татьяна Волоконская (tai_simulacr) wrote,
Татьяна Волоконская
tai_simulacr

Categories:

то эта точка я

Использование архитектурных форм в разговоре об утопически прекрасном будущем, как выясняется, определяется не только этимологией самого понятия «утопия», его связью с топосом, но и магистическим (В.Ю. Михайлин: влияние пространства на поведение человека) потенциалом архитектуры: кто организует пространство, тот организует поведенческие практики обитателей этого пространства.

Уверенность Кузьмина, что он располагает возможностью повлиять на поведение людей, и – что не менее важно – его отношение к этой возможности как к своему долгу можно назвать одним из признаков той эпохи радикального эксперимента[1]. К подобным проблемам обращался и Алексей Гастев, создатель своей теории социальной инженерии, оказавшей заметное влияние на формирование взглядов самого Кузьмина. Гастев не говорил напрямую о манипулятивных стратегиях – социальную инженерию он понимал как науку о рациональной организации труда, – но эффект, которого он добивался, был схож с целями социотехники: направить развитие общества в желаемое русло[2] (с) Кинга Нендза-Щикониовска «Частное – значит политическое. Утопия дома-коммуны Николая Кузьмина и современный ей дискурс коллективизации приватного»

[1] Ещё одно доказательство того, что христианство неслучайно отказывается разделять грех воображаемый и грех материальный: между помыслом и его реализацией куда меньшая дистанция, чем нам представляется. Иногда возможность сделать что-либо означает необходимость сделать это, и не последнюю роль тут, видимо, играет перформативная функция языка, сколь бы мы от нее ни открещивались. То, что поименовано, существует.

[2] Нендза-Щикониовска, разумеется, тут же начинает жонглировать понятиями вроде «дистопийное обличение» и «антиутопическое предостережение». Пусть её, мы-то понимаем, что любая теоретическая наука тоталитарна по своей природе и пользуется исключительно манипулятивными методиками. Опять же логично: коль скоро ты смеешь применять магию именования, будь достаточно храбрым, чтобы признать, что она даёт тебе власть над массами, как гранату с заранее вынутой чекой. Взрыв будет в любом случае, тебе дано решать – где.

Вот так и строится научный концлагерь, ага.
Tags: бремя и престранство, воспитатель драконов, орхидеи и чертополох, язык и бездна
Subscribe

  • Грузный лес

    Осип Мандельштам «Сумерки свободы»: Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный…

  • Профилактическое самовнушение

    Интересное сочленение: Кто-то сказал, что основное качество человека, стоящего на мосту между мирами – или являющегося этим мостом, –…

  • Through it

    The more sand has escaped from the hourglass of our life, the clearer we should see through it (c) Niccolo Machiavelli *с досадой* Не переводится

  • Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments